Интересное:

Нужное:






  • 26Июнь

    Для оценки долгосрочной перспективы деятельности предприятия и оценки отрасли с 1979 года успешно используется анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера. С помощью данного анализа можно выявить как возможные проблемы, так и конкурентные преимущества предприятия в выбранном направлении деятельности.

    Модель пяти сил Портера включает следующие элементы:

    «Горизонтальная» конкуренция:

    • уровень существующей конкуренции;
    • фирмы-конкуренты, которые готовятся к выходу на рынок с таким же предложением, т. е. новые конкуренты;
    • «косвенные» конкуренты – фирмы, предлагающие товары-заменители.

    «Вертикальная» конкуренция:

    • власть поставщиков на рынке;
    • власть покупателей на рынке.

    Майкл Портер фотоАнализ пяти сил Портера, а также разработанные им стратегические модели и «цепочка добавленной стоимости» – это те данные, на которые опирается маркетинговая стратегия предприятия и без которых нельзя наметить дальнейшие цели в развитии компании. Но модель пяти сил Портера используется только на микроэкономическом уровне: с целью определения того места, которое фирма занимает в отрасли.

    Для определения места фирмы в нескольких отраслях сразу данная модель не подойдет, также как и для определения места предприятия в части отрасли. Например, данный анализ отлично подойдет для определения места фирмы в производстве сладких безалкогольных газированных напитков, но не подойдет для определения места предприятия в производстве всех видов безалкогольных напитков или в производстве газированных безалкогольных напитков с ароматом колы.

    А теперь подробнее рассмотрим эти «пять сил конкуренции». Первая из них – возможность появления на рынке новых конкурентов. Новые участники рынка всегда представляют опасность для уже работающих в отрасли фирм, привыкших стабильно получать пассивный заработок. Основная угроза – обострение конкуренции, ведущее к снижению прибыли. Также вероятно снижение средних цен в отрасли.

    Привлекательность отрасли для новых участников рынка определяется высокой прибылью, незначительными рисками, наличием хорошего спроса на продукцию данной отрасли, незначительными финансовыми вложениями при входе на рынок и т. д.

    Возможные трудности для новых конкурентов:

    • наличие стартового капитала;
    • высокие затраты на дифференциацию продукта;
    • способность наладить каналы сбыта;
    • невозможность производства в крупных масштабах (что повышает себестоимость продукта);
    • дополнительные издержки, например, на обучение персонала или рекламу;
    • необходимость учета реакции существующих участников рынка на вход новых конкурентов;
    • входные барьеры (патенты, лицензии и т. д.);
    • действия регуляторов рынка, например, правительства.

    Второй критерий в анализе пяти сил Портера – уровень существующей конкуренции. Это основной критерий данной модели, в нем учитываются все существующие на рынке конкуренты, их ценовая политика, ассортимент предлагаемой ими продукции, ее качество, использование инноваций и т. п.

    Конкуренция обостряется если:

    • увеличивается число конкурентов;
    • продукция однородна;
    • происходит снижение цен в отрасли;
    • снижается спрос на продукцию;
    • между конкурентами имеется большая разница;
    • крупная компания поглощает более мелкие;
    • одна из компаний (или несколько) наращивает производственные мощности;
    • постоянные издержки увеличиваются;
    • выход из отрасли влечет за собой большие затраты.

    Третья из пяти сил конкуренции – «косвенные» конкуренты с товарами и продуктами-заменителями. Товар-аналог способен привлечь довольно большую часть покупателей, если его стоимость дешевле, а качество не уступает уже имеющимся товарам на рынке. Также важную роль здесь играют причины, по которым потребитель должен отказаться от любимого бренда в пользу нового товара.

    Следующий критерий анализа пяти конкурентных сил Портера, четвертый, – рыночная власть поставщиков. От поставщика зависит цена товара и его качество, поэтому нередко поставщики диктуют свои условия партнерам. Влияние поставщиков усиливается, если они предлагают товар:

    • являющийся известным брендом;
    • который имеет мало заменителей.

    Пятая сила конкуренции – рыночная власть потребителей. Потребитель в маркетинге и продажах в целом является основополагающим фактором. От него зависит, что нужно производить, в каких количествах, какое качество продукта и стоимость будут приемлемы и т. д.

    Производя анализ пяти сил Портера, необходимо оценить влияние каждой из «сил» на бизнес фирмы в данной отрасли. Если каждый критерий имеет высокий уровень угроз, то лучше не начинать ведение деятельности в данной отрасли.

    Также не следует забывать, что модель пяти сил Портера не учитывает всякого рода исключения и частности, поэтому считается упрощенной. Применять ее можно, если рынок является достаточно стабильным и между поставщиками, конкурентами и потребителями нет сговора.

    Автор Елена Насекина в 6:42

    Метки: , ,

    Понравилась статья? Поставь ЛАЙК данному посту:




    Нажимай на кнопки и делись со своими друзьями в соц.сетях:

  • Вы можете оставить свой комментарий, а так же Трекбэк с вашего сайта:

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.